История походных храмов уходит глубиной в первую треть XVIII века.
Они представляли собой типовые армейские палатки, оборудованные утварью, необходимой для проведения богослужений.
     Полковой походный храм устанавливался на первой линии палаток лагеря, перед местом построения войск, или в другом, специально отведенном месте, удобном для массовых богослужений. Во время службы пологи палатки приподымались, или палатка собиралась так, чтобы была видна её часть, где во время богослужения находился священник. Также в палатке могли помолиться и индивидуально, она всегда была открыта для посещения.


     Церковная утварь, входящая в комплект походной палатки, была рассчитана размерами для перевозки в армейском транспорте. В то время это были двуколки или четырехосные конные повозки.
В походном храме находился престол, чаще складной. На нём во время богослужения лежали Библия, Евангелие или другая богослужебная литература, напрестольный крест и другое необходимое имущество. Обязательным был иконостас — складной или разборный, места для установки свечей. В палатке хранились хоругви, переносные кресты, иконы и подсвечники, чаши и другие емкости для святой воды, а также, в сундуке или ящике, кадила, запас свечей, нательных крестиков и медальонов, ладан на время похода, и многое другое, необходимое для религиозной службы. Как правило, устанавливалась емкость для сбора пожертвований в виде закрытой копилки, а во время богослужения для этой цели, по традиции, использовалась обычная солдатская кружка.
Примечательно, что существовали и передвижные походные храмы. Их оборудовали на базе вагонов, пароходов, машин, других средств передвижения. В наших современных условиях, к примеру, наравне с десантируемой по воздуху техникой ВДВ, спускают на парашютных системах и комплект походного храмового инвентаря и палатку. Их в своей богослужебной деятельности используют священнослужители, окормляющие Воздушно-десантные войска, которые со всем личным составом тоже совершают прыжки с парашютом.