Казачье жилище

Особенности возникновения и развития казачьих поселений тесно связаны с освоением новых земель, а в более поздние сроки — колонизацией Северного Кавказа. Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места: крутые берега рек, возвышенности, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Нередки были случаи смены первоначального местоположения.

Учитывая это, можно предположить, что изначально казаки предпочитали легкоразборные конструкции, которые можно было легко демонтировать. Так, историческое название станицы Вешенской – Вежки – происходит от древнего общеславянского слова «вежа», означавшего простейший конический шалаш. В частности, в лесостепной и степной зонах Восточной Европы в домонгольское время восточные славяне называли вежами полукочевничьи сборно-разборные или транспортабельные войлочные жилища, впоследствии известные в русском языке под терминами «кибитка» или «юрта».

Видимо, от таких веж и произошло название селения Вежки, что указывает на тип жилищ в нем. Надо заметить, что у хоперских казаков в беднейших казачьих усадьбах еще к  XVIII в. сохранились жилые полуземлянки под названием «шиш» в виде конических шалашей с очагами.

Шалаши вполне соответствовали походному образу жизни казаков и теплому климату. Жилища казаков возводились с использованием местных строительных материалов: леса, глины, перемешанной с соломой, и камыша.

В XVIII – XIX вв. в связи с резким увеличением численности поселений – именно тогда создавали погранично-оборонительные линии, произошли перемены в организации поселений. Поселения эти обычно назывались станицами, видимо, название происходит от слова «стан», что «на Руси в XI – XVII вв. означало название военного лагеря, который обычно разбивался на возвышенном месте и укреплялся повозками…», забором, иногда рвом или земляным валом.

Как правило, станицы ставились в укромных местах, чаще вдоль речек и ручьев, и были хорошо приспособлены к защите от нападений. В XVIII – XIX вв. при закладке любой станицы плугом нарезались ее границы, вокруг намеченных границ рыли ров, наполняли его водой, насыпали земляной вал, по периметру которого сажали колючий терновник, тем самым, создавая дополнительную защиту. С южной и северной сторон (реже с четырех) устанавливали ворота, охранявшиеся круглосуточно и закрывавшиеся с заходом солнца. Казаки старались вернуться домой и загнать скотину до темноты.

Обычно станицы застраивались компактно, улицы были прямыми, на них двумя рядами строились хаты. Характерной чертой каждой казачьей станицы была церковь, всегда располагавшаяся на возвышенном месте. Неподалеку — административные здания, клубы для увеселений, школы и гимназии, базарные ряды и торговые лавки. В центре станицы находилась Соборная или центральная площадь. Вокруг каждой станицы нарезался земельный юрт с лесами и сенокосами, выгоном для скота и пахотными землями.

В это же время получил распространение новый тип жилища – курень (на территории Области Войка Донского).  Казачий курень — наземная срубная (реже — каменная) двухкамерная постройка. (Слово «курень» — тюркско-монгольского происхождения, то же, что и русское «стан»).

В этом отношении очень показательно устройство, сохранившееся в некоторых казачьих усадьбах в хоперских и соседних придонских станицах вплоть до нынешнего столетия — специфическая отопительная система в жилых помещениях с обогревательными дымовыми каналами под полом или под лавками под названием «подземка». Печка-«подземка», «поземелька», выложенная из сырцового кирпича (2 х 1 х 0,5м) с «лежанками» соединялась с русской печью. У русских подобные образцы печей не встречаются. Такая система более подобна кану, известному у монголов, чжурчженей, бохайцев, киданей. К тому же она напоминает к золотоордынскую П-образную суфу.

Тип жилища к XIX в. складывается из переплетения традиционных для казачества легких форм и заимствований у соседей (как русского, так и иноэтничного населения). Появляется хата (в некоторых регионах  – изба) с чуланом. В 60-70-е гг. XIX в. в Усть-Медведицком и Хоперском округах Войска Донского появились пятистенки. В низовых районах –  двухэтажные постройки. Видимо, это было обусловлено общим недостатком места и постоянными разливами рек. Не последнюю роль играло и материальное положение казаков.

Некоторые казаки в качестве временного жилья строили себе хаты-землянки, углубленные в земли, с так называемыми «подслеповатыми окошками», имевшими двускатную крышу, крытую дерном, с небольшим уклоном. Впрочем,  подавляющая часть донского низового казачества уже в начале XIX в. строила большие многокомнатные дома. К этому периоду на территории казачьих войск юга России имели место развитые формы строительства жилья. Срубные жилища, характерные для многих регионов России, в этих местах распространения не получили.

В XX в. тип казачьего жилища изменяется уже под воздействием общих интегрирующих тенденций, вызванных развитием капиталистических, товарно-денежных отношений, влиянием городского образа жизни и предписаниями войскового начальства.

При закладке жилищ у казаков существовали свои особые приметы и обычаи: на предназначенное для постройки место на ночь сыпали зерно, если на утро зерно было на месте, считалось, что место для постройки хорошее и все «пойдет в руку». Счастливым для постройки жилища считалось и то место, где на отдых располагался крупный рогатый скот. Чтобы в доме не было сырости, под матку, основную несущую перекладину в хате, подкладывали шерсть черного барашка. При закладке жилья казаки старались обязательно отслужить молебен.